Сегодня Молодежный русский народный оркестр «Серебряные струны» успешно развивается, строит новые планы, решает самые разные задачи. Одна из важнейших, по мнению его художественного руководителя и дирижера, — это освоение народно-оркестрового исполнительства как важнейшего элемента в системе образования и профессиональной подготовки музыканта-народника — педагога, оркестранта, солиста.
Еще в конце XIX века, в Петербурге, В. В. Андреев и его единомышленники положили начало системе массового музыкального обучения, используя уникальные свойства русских народных музыкальных инструментов, их простоту в сочетании с совершенством возможностей народного оркестра. Для многих народно-оркестровое исполнительство стало базисом музыкального воспитания, уже в первые послереволюционные годы это оказало существенное влияние на формирование массовой культуры. В 1920–1930-х годах в олимпиадах самодеятельного творчества принимали участие до трехсот оркестров народных инструментов(!). В ответ на этот социальный запрос в консерваториях были открыты инструкторско-педагогические факультеты, где обучение будущих руководителей оркестров проходило под руководством опытных музыкантов, что позволяло сохранить преемственность поколений. Отметим, что в довоенные годы на кафедре народных инструментов Ленинградской консерватории преподавал ближайший соратник В. В. Андреева — Николай Петрович Фомин, один из создателей русского народного оркестра, автор оригинальных сочинений и множества замечательных обработок русских народных песен.
В 1950–1960-х годах в музыкальных училищах и консерваториях Советского Союза появились отделы и кафедры народных инструментов, где по аналогии с исполнительскими кафедрами академических инструментов активно развивалось искусство сольного музицирования. С тех пор тысячи исполнителей на балалайках, домрах, баянах стали участниками и победителями самых разных музыкальных конкурсов.
Сегодня, несмотря на «дистанционные времена», число лауреатов-народников растет постоянно. Становится больше и профессиональных народных оркестров — на сайте «Оркестры народных инструментов» их в России насчитывается уже более ста — государственных, муниципальных, губернаторских, городских, областных… Но в то же время нарастают и проблемы. Так, в «Программе развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы» (принята на заседании Совета по образованию в области музыкального искусства и педагогики при Министерстве культуры Российской Федерации 8 декабря 2014 г.) в числе «нерешенных наиболее важных для российской системы музыкального образования вопросов» говорится о «неукомплектованности региональных и муниципальных учреждений культуры … и народных оркестров [курсив мой. — А. А.] профессиональными кадрами, в первую очередь — музыкантами-оркестрантами». Сегодня, по прошествии семи лет, приходится констатировать, что профессиональные кадры музыкантов-оркестрантов в народных оркестрах — острейший дефицит. На народных отделах и факультетах средних и высших музыкальных учебных заведений их должным образом (как это делается у оркестрантов — струнников и духовиков) не готовят. Годовой курс ознакомления с родственными инструментами, как и практика «добровольно-принудительного» освоения оркестровых инструментов на репетициях учебного оркестра, этой задачи не решают. Мягко говоря, подобный упрощенный подход профессиональным назвать нельзя. К сожалению, крылатая фраза В. В. Андреева «В три минуты я могу научить играть на балалайке “Барыню”» в наши дни не всегда договаривается (и осмысливается) до конца, хотя именно в ее продолжении раскрывается основной смысл сказанного Андреевым: «…Но в то же время это настолько гибкий инструмент, что иногда требуется полтора года обучения для того, чтобы сыграть некоторые другие произведения».
В наше время практика народно-инструментального исполнительства значительно усложнилась, репертуар русского народного оркестра давно вышел за узкожанровые рамки — «в три минуты» его не освоить. Профессиональному оркестру нужны оркестранты-профессионалы. Делать исполнителей на контрабасах и басовых домрах из многочисленных баянистов и гитаристов — занятие малоперспективное. Хороший музыкант своему инструменту не изменит, а из плохого вряд ли получится что-то стоящее. Сегодня наблюдается картина, в чем-то схожая с событиями столетней давности: количество народных оркестров растет, а профессионально подготовленных кадров катастрофически не хватает. Но если тогда система образования оперативно отреагировала на «вызов времени» открытием инструкторско-педагогических факультетов и отделений для подготовки квалифицированных специалистов, то сегодня в решении вопросов, связанных с развитием народно-оркестрового исполнительства, система «буксует» и требует дополнительной настройки.
Позволю себе один пример. Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) домра, балалайка и баян позиционируются как инструменты народного оркестра (кстати, вместе с гитарой, что далеко не очевидно), но не как оркестровые, что присутствует в случае с инструментами симфонического оркестра. Казалось бы — невелика разница! Но вспомним распространенное идиоматическое выражение «дьявол в деталях», означающее, что в любом явлении есть малозаметные составляющие, которые тем не менее сильно влияют на его суть. Из-за этой «невеликой разницы» у народников весьма специфически выполняется (или просто не выполняется) одно из ключевых требований к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена, где говорится о том, что «прием на обучение по видам инструментов — оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты, инструменты народного оркестра (курсив мой. — А. А.) — осуществляется с учетом полной комплектации всех оркестровых групп» (п. 7.13.ФГОС 53.02.03). Однако если оркестровые струнные — скрипки, альты, виолончели и контрабасы (как и оркестровые духовые) — принимаются на обучение в определенных пропорциях, соответствующих оркестровой партитуре, то с инструментами народного оркестра всё иначе. Здесь об оркестровых разновидностях домр и балалаек, басах и контрабасах даже не упоминается, хотя и говорится «…с учетом полной комплектации всех оркестровых групп». Невольно возникает диссонирующее ощущение самодеятельного подхода к формированию профессионального оркестра, когда «невелика разница» становится причиной, сдерживающей развитие русского народного оркестра — национального достояния России.
Много вопросов накопилось к системе профессиональной подготовки дирижеров — руководителей русских народных оркестров. В статье «Русский народный оркестр. Уроки прошлого», написанной в 2010 году, музыковед, исследователь истории профессионального народно-инструментального искусства Б. А. Тарасов резюмирует: «За последние годы выявилось одно печальное обстоятельство, несколько неожиданное и не вытекающее из прошлого. В то время как число профессиональных оркестров народных инструментов бурно увеличивается (при столь же бурном сокращении самодеятельных), дирижерское образование в средних и высших учебных заведениях сворачивается. Этому трудно найти объяснение, но похоже, что его никто и не ищет. А поскольку свято место пусто не бывает, то в скором времени место дирижеров за пультом займут самоучки или так называемые деятели. Таковы перспективы».
К сожалению, за прошедшее десятилетие ситуация только усложнилась. С грустью приходится констатировать, что в Санкт-Петербурге — городе, самым тесным образом связанном с именем Василия Васильевича Андреева, где родился Первый Великорусский оркестр, старейшая консерватория России прекратила выпуск специалистов — дирижеров народного оркестра.
Эти и подобные им вопросы обсуждались на Уральском форуме национальных оркестров России, проходившем с 28 по 30 мая 2021 года в Екатеринбурге. В итоговой резолюции форума было указано, что «решение вопросов, связанных с деятельностью русских народных оркестров, происходит лишь спонтанно, с опорой на собственную инициативу тех или иных деятелей народно-оркестрового искусства в том или ином регионе России».
Нельзя сказать, что обозначенные проблемы не коснулись оркестра «Серебряные струны», — общие болевые точки беспокоят всех представителей жанра народно-оркестрового исполнительства. В нашем случае эти проблемы находили решение тоже «с опорой на собственную инициативу» — о том, как это происходило, мы попытались рассказать на страницах этой книги. Конечно, многие аспекты деятельности коллектива остались «за кадром», о них можно и нужно говорить в профессиональном сообществе. За свою почти 30-летнюю историю Молодежный русский народный оркестр «Серебряные струны» накопил определенный опыт, который может быть интересен и полезен как педагогам-музыкантам, так и исполнителям на русских народных инструментах*.
Встречая 225-летие Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, мы понимаем, что юбилейный год — это не только итоги, но время активной работы и творческого поиска. Университетский оркестр с его многолетним опытом должен стать ресурсом в разработке инновационных подходов к подготовке молодых специалистов в области музыкальной педагогики и, в частности, народно-оркестрового исполнительства, что сегодня является особенно актуальным. То, что 2022 год объявлен годом культурного наследия народов России, лишь подтверждает главное — опираясь на богатые традиции народного искусства и отечественного просветительства, сохраняя и развивая их в современных условиях, мы формируем будущее. В этом видит свою главную цель Молодежный русский народный оркестр «Серебряные струны» Герценовского университета — старейшего педагогического вуза России.