Модест Мусоргский «Сцена в корчме»

Молодёжный Русский Народный Оркестр Серебряные Струны

2я картина из первого действия оперы «БОРИС ГОДУНОВ»
«Корчма на Литовской границе»
Сценическая постановка, режиссер Павел Демидов.
Инструментовка для русского народного оркестра — Александр Афанасьев.

Солисты Международной Академии Музыки Елены Образцовой
Мирослав Молчанов (Варлаам)
Григорий Жучковский (Григорий Отрепьев)
Валерия Белякова (Шинкарка)
Пётр Зурабян (Мисаил)
Чжэньжун Ду (Пристав)
Цзыдун Сюй (Алёха)

Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» — одно из ярчайших и одно из самых «проблемных» явлений своего жанра. От рождения её сопровождают жаркие споры по вопросам истории, политики, эстетики, музыкальной драматургии и технологии. Её называют глубоко исторической и остро современной музыкальной драмой, где события прошлого ассоциируются с настоящим. Тема — период правления царя Бориса Годунова, c 1598 по 1605 год, начало «смутного времени». В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить их в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей – это моя задача. Я попытался решить её в опере».

Работу над оперой Мусоргский начал в октябре 1869 года, используя для написания либретто текст Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. В конце 1869 года опера была завершена и представлена в Дирекцию императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли. После отказа Мусоргский внёс ряд изменений, в частности, ввёл «польский» акт с любовной линией Лжедмитрий — Марина Мнишек, а также добавил эффектный финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция (1872) также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя, благодаря энергичной поддержке в театральных и музыкальных кругах. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года на сцене Мариинского театра. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 году она была снята с репертуара. В 1896 году Н. А. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав собственную редакцию.

Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869 и 1872), две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908), редакция и оркестровка Дмитрия Шостаковича (1940). Кроме того, сцена у собора Василия Блаженного (отсутствующая в обеих редакциях Римского-Корсакова) существует в инструментовке М. Ипполитова-Иванова. Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение. В современных постановках часто используются и авторские редакции, которые по мнению музыковедов точнее соответствуют характеру повествования и персонажам.

2я картина первого действия заключает в себе яркие бытовые сцены, среди них — песни шинкарки «Поймала я сиза селезня» и Варлаама «Как во городе было во Казани» (на народные слова). Действие происходит в корчме на Литовской границе. Хозяйка корчмы хлопочет в ожидании гостей. Вместе со случайными попутчиками – беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом появляется Григорий. Гости пьют вино, шутят и поют песни. Григорий поглощён мыслями о самозванстве. Он выспрашивает у хозяйки дорогу в Литву. Появляются два пристава: они ищут бежавшего из Чудова монастыря «недостойного чернеца Григория из рода Отрепьевых». Читая указ, Григорий называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают, но обман обнаруживается – полуграмотный Варлаам сам по слогам разбирает написанный указ и называет настоящие приметы разыскиваемого. Григорий разоблачён и спасается бегством.