Музыкальная эстафета 2015

14 марта 2015г. в Санкт-Петербурге, в Белом зале Политехнического университета состоялся заключительный концерт участников Творческого проекта Музыкальная эстафета. В сопровождении Молодёжного Русского Народного Оркестра РГПУ им. А.И. Герцена «Серебряные струны» играли 25 учащихся музыкальных школ, лицеев и училищ города и области.

Дети играли, как настоящие артисты; оркестр аккомпанировал внимательно и чутко. Программа была интересна и разнообразна — звучали гусли, домра, балалайка, баян; исполнялись обработки народных мелодий и оригинальные сочинения современных авторов, ребята солировали по одному, в дуэтах и небольших ансамблях. Публика (зал был почти полон) принимала юных музыкантов очень тепло и награждала каждого их них долгими аплодисментами.

Этот концерт стал заключительным аккордом творческого проекта «Музыкальная эстафета», инициаторами которого стали преподаватели ДШИ им. М.Л. Ростроповича, Молодежный оркестр «Серебряные Струны» РГПУ им. А.И. Герцена и Учебно-методический центр по образованию Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Никому не надо объяснять пользу и удовольствие от игры в сопровождении с оркестром. К сожалению, у большинства детей такой возможности нет. Как правило, с оркестром играют заключительный тур или концерт лауреатов некоторых престижных конкурсов, но, согласитесь, далеко не все могут стать лауреатами, да и в этом случае репетиционная работа с солистом минимальна. Молодые преподаватели ДШИ им. Ростроповича Наталья Шевченко и Анна Швец задумались над тем, как дать шанс детям (даже самым юным!) не просто поиграть с оркестром без конкурса, но в течение нескольких репетиций подготовить свою программу и выступить в качестве солистов. Эта идея была поддержана директором школы — Малыгиной И.М. Зимой 2014 года они обратились к руководителю МРНО «Серебряные струны» РГПУ им. А.И. Герцена А.Н. Афанасьеву с предложением сделать концерт, в котором соло играли бы ученики ДШИ им. Ростроповича.

А.Н. Афанасьев: «Конечно, это предложение было для меня не просто интересным, но очень важным. Мы всегда придавали огромное значение концертам для детей и с детьми, ведь это воспитание будущего поколения, его отношения к нашей культуре. Регулярно оркестр выступает в общеобразовательных школах со специальными музыкально-образовательными программами. С 2008 года ежегодными стали концерты в лицее искусств «Санкт-Петербург», в том числе концерты с участием солистов – воспитанников лицея. Оркестр был готов к такому концерту. Но мне хотелось, чтобы это не стало очередным разовым мероприятием, чтобы такой концерт дал старт большому проекту, обращённому в будущее. Это стало моим встречным предложением молодым преподавателям».

Так началась подготовка проекта, который решено было назвать «Музыкальная эстафета». Смысл этого названия в следующем – (рассказывает Н.А. Шевченко, преподаватель ДШИ им. М.Л. Ростроповича):

«Эстафета – это командное соревнование, в котором на каждом этапе сменяется бегун, передающий своему товарищу какой-нибудь предмет. В нашем случае этим «предметом» является профессиональный опыт музыкантов. Старшие музыканты, которые играют в оркестре, передают «эстафету» юным музыкантам, которые только начинают свой творческий путь, способствуя развитию музыкальных способностей и артистизма. А когда эти юные музыканты подрастут, они, в свою очередь, смогут также передать эту эстафету другому поколению музыкантов. Участвуя в этом проекте, играя соло с оркестром, дети по-другому начинают слушать и слышать, становятся более организованными, ответственными. Конечно, в первую очередь, это проект для детей, но он также важен и для студентов-оркестрантов. В этом проекте они тоже учатся – не секрет, что аккомпанировать детям намного сложнее, чем опытным музыкантам: здесь больше каких-то неожиданностей, непредсказуемости, ритмической неустойчивости. Хотелось бы дать возможность как можно большему количеству детей поиграть соло с оркестром, почувствовать эти эмоции, этот колорит оркестровой музыки. Чем интереснее мы сделаем их первые шаги в музыке, тем больше вероятности, что они пойдут дальше, станут профессиональными музыкантами, а если и не станут, то в будущем будут с пониманием и уважением относиться к музыке, концертам и культуре в целом».

А.Е.Швец (преподаватель ДШИ им. М.Л. Ростроповича): «Это уникальная возможность для детей делать свои первые шаги в музыке вместе с теми, для кого музыка уже стала профессией. В дружественной и творческой атмосфере на репетициях музыканты передают свой опыт юным коллегам. Это объединяет всех, кто принимает участие в музыкальной жизни учеников: педагогов, родителей, исполнителей и слушателей».

Идея была поддержана методистом секции народных инструментов УМЦ – Н.А. Потаповой. Это позволило проекту выйти на совершенно другой уровень. Здесь речь шла уже не об одной отдельно взятой школе, а о Детских школах искусств и музыкальных школах, колледжах и лицеях всего города и области.

Было разработано Положение о творческом проекте «Музыкальная эстафета», определены сроки подачи заявок, проведено предварительное прослушивание, составлен график оркестровых репетиций, подготовлены партитуры и другие необходимые рабочие материалы.

С февраля 2015г. начались напряженные репетиции с оркестром, проходившие в Институте музыки, театра и хореографии. Было понятно, что все участники проекта (а их было заявлено 43 человека!) не смогут принять участие в заключительном концерте, поскольку время его было лимитировано – не более 1,5 часа. В то же время организаторы понимали, что каждый участник проекта должен ощутить уровень публичного, концертного выступления с оркестром – особенно самые юные музыканты, даже притом, что уровень их изначальной подготовки был несоизмерим с уровнем более взрослых участников «Музыкальной эстафеты» — учащихся старших классов музыкальных школ и начальных курсов музыкальных училищ.

В этой связи организаторами проекта был предложен и осуществлен вариант «промежуточного» концерта, где с оркестром выступили абсолютно все. Этот концерт прошел 1.03.2015 на сцене Концертного зала Института музыки, театра и хореографии в присутствии самой заинтересованной аудитории — педагогов и родителей. Именно им организаторы проекта и предложили «проголосовать» — выбрать наиболее понравившиеся номера из программы.

Характерно, что мнение публики в большинстве совпало с мнением профессионалов, составивших программу заключительного концерта, который состоялся 14 марта 2015 г. на сцене Белого зала Политехнического университета — одной их наиболее престижных концертных площадок Санкт-Петербурга. Зал был практически полон. Все исполнители в полной мере продемонстрировали свои возможности, явно возросшие в ходе напряженной полуторамесячной репетиционной работы с оркестром. Публика была предельно внимательна и доброжелательна – аплодисменты гремели! Яркой финальной точкой концерта стало вручение каждому участнику проекта Почетной грамоты и памятной медали.

Н.А. Потапова (методист секции народных инструментов учебно-методического центра по образованию Комитета по культуре Санкт-Петербурга): «За время работы с оркестром у юных исполнителей наблюдался невероятный исполнительский рост и творческий подъем, их необычайно мощное желание и стремление быть лучшими и достойными заключительного концерта. Концерт состоялся! Состоялся благодаря усилиям и желанию всех участвующих в нём. В полной мере оправдано название «Музыкальная эстафета», что значит прохождение определённого этапа в конце которого участники передают друг другу определённое умение — именно оно является связующим элементом той тонкой материи под названием школа-колледж-ВУЗ. Сотрудничество в рамках единого проекта сегодняшних учащихся ДМШ/ДШИ и студентов колледжа (вчерашних школьников), участие в нем студентов музыкальных ВУЗов – участников оркестра «Серебряные струны» и является той необходимой доминантой. Наш замысел удался, впереди много интересного, нового и вдохновляющего».

Ю. С. Корольчук (преподаватель домры в ДК Федоровское; музыкант оркестра «Серебряные струны» — исполнитель на домре бас): «Проект «Музыкальная эстафета», конечно, оказался очень полезен для моей ученицы. Это бесценный опыт общения ребёнка, ещё не сложившегося музыканта, с профессиональным взрослым коллективом и талантливым доброжелательным дирижёром. У ребят появляется взгляд на оркестр «изнутри». Они сами становятся непосредственными участниками того, как складывается произведение, что и как можно сделать, чтобы исполнить произведение ярче и выразительнее. В процессе репетиций с оркестром ребёнок чувствует свою значимую роль и, конечно, ответственность; а выступая на сцене, он чувствует колоссальную поддержку оркестра и дирижёра, которые с радостью помогают ему расти в мире музыки».

А. Привалова (музыкант оркестра «Серебряные струны» — исполнитель на гуслях клавишных): «От работы над «Музыкальной эстафетой» я получила огромное удовольствие. Мы познакомились с множеством репертуара, пообщались с детьми. Это было очень интересно. Усталости от долгих репетиций почему-то не ощущалось. Концерт получился как наш общий праздник, доставивший приятную, светлую радость».

В заключение хочется поблагодарить всех участников проекта – юных исполнителей и их родителей, педагогов, Молодежный русский народный оркестр «СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ» РГПУ им. А.И. Герцена, сотрудников УМЦ по образованию Комитета по культуре Санкт-Петербурга за участие в подготовке этого творческого проекта. «Музыкальная Эстафета-2015» удалась! И есть все основания ждать её продолжения и развития в будущем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *