Музыкальная эстафета

Дорога в будущее
Наверное, при слове «эстафета» каждый представляет себе спортивное соревнование, где участники соревнуются, передавая друг другу эстафетную палочку. Наш творческий проект под названием «Музыкальная эстафета» лишь отчасти напоминает состязание. Его главная цель – помочь профессионально ориентированным учащимся Детских музыкальных школ и Школ искусств в развитии индивидуальных способностей в процессе работы с творческим коллективом – профессиональным русским народным оркестром.

Конечно, существуют примеры выступления солистов-победителей с оркестрами на заключительных турах крупных конкурсов, но наш проект преследует более глубокие цели — репетиции с оркестром не единичны, они продолжаются на протяжении длительного времени (более месяца), когда юные солисты готовятся к двум заключительным концертам с оркестром. Здесь оркестр используются как «инструмент преимущественного развития», который в процессе репетиционной работы помогает юным музыкантам полнее ощутить и раскрыть свои перспективы.
Как всё началось
Музыкальная эстафета «зародилась» 7 лет назад в Санкт-Петербурге в Школе искусств им. М.Л. Ростроповича, где два молодых инициативных педагога-народника (Наталья Шевченко и Анна Швец) предложили подготовить концерт Молодёжного русского народного оркестра «Серебряные струны» с участием их воспитанников – юных домристов и балалаечников.

Главная идея – дать начинающим музыкантам дополнительный стимул к развитию через «погружение» в творческий процесс участия в оркестровых репетициях, где молодые оркестранты-профессионалы, ещё не забывшие своё «музыкальное детство» сочувственно и с пониманием помогают детям «шагать» в сторону большой музыки, передавая им частичку своего профессионализма как «эстафетную палочку».

Это был не просто удачный концерт под названием «Музыкальная эстафета», это был опыт, который заинтересовал других специалистов и, в частности специалистов учебно-методического центра Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

«Музыкальная Эстафета» сейчас

Сегодня «Музыкальная эстафета» — постоянно действующий творческий проект, открытый для всех учащихся музыкальных школ и студентов начальных курсов музыкальных училищ, а также воспитанников Детских домов творчества.

Все потенциальные участники «Музыкальной эстафеты» имеют возможность заранее выбрать и подготовить произведение для солирования с оркестром.

Это может быть пьеса из репертуара оркестра «Серебряные струны» (рекомендательный список публикуется вместе с Положением о Проекте) или другое музыкальное произведение, при условии наличия полного комплекта нотного материала — распечатанная партитура и оркестровые голоса представляются оргкомитету в начале декабря на открытом прослушивании всех заявленных участников.

Декабрьское прослушивание — первый этап «Музыкальной эстафеты», именно здесь происходит основной отбор. Оргкомитет в лице представителей организаторов проекта (учебно-методический центр Комитета по культуре Санкт-Петербурга, руководитель оркестра «Серебряные струны», Институт музыки, театра и хореографии Герценовского университета) выбирают тех, кто готов к участию в проекте, кому «Музыкальная эстафета» действительно будет не просто интересна, но полезна.

Основной критерий отбора на данном этапе – не столько степень подготовленности исполняемого произведения, сколько профессиональные перспективы молодого исполнителя. Чаще всего на этом, отборочном этапе «с дистанции сходят» совсем юные, только начинающие обучение дети, объективно ещё не доросшие до работы с оркестром в качестве солиста. Но, даже формально выходя из проекта, они остаются в его «зоне влияния» и, чаще всего, возвращаются через год-два, «окрепшие» и целеустремлённые.

Кстати сказать, на первых Эстафетах (2015, 2016гг.), когда проект только «набирал обороты», таких «совсем юных» было особенно много; сейчас всё больше участвуют старшеклассники (хотя маленькие «бриллиантики» тоже попадаются!) и учащиеся начальных курсов училищ – они и их педагоги «раскусили» преимущества и перспективы творческого процесса репетиционной работы с профессиональным оркестром и стремятся получить возможность «заточить об оркестр» молодой талант.

Безусловно, центральное место в проекте занимает оркестр как «генератор» творческого пространства, куда попадают юные солисты — участники «Музыкальной эстафеты». И то, что это Молодёжный русский народный оркестр «Серебряные струны» Российского педагогического университета имени А.И. Герцена – имеет принципиальное значение.

Дело не только в талантливых музыкантах, собранных в коллективе или их руководителе – в сообществе народных оркестров практика работы с детьми не единична. «Серебряные струны» отличает их «педагогическая направленность». Являясь структурным подразделением Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, оркестр активно работает в направлении художественного воспитания и профессионального совершенства молодых музыкантов.

К слову сказать, «Музыкальна эстафета» — не единственный учебно-воспитательный проект оркестра. Кроме этого постоянно работает проект «HERZEN-PRACTICE-ORCHESTRA», в котором участвуют студенты различных музыкальных учебных заведений Санкт-Петербурга, практикующие в составе оркестра (включая участие в регулярных зарубежных гастролях).

Показательно, что уже второй раз на базе оркестра проходит Открытый конкурс дирижёрского искусства в рамках Международного фестиваля «Великий Шёлковый Путь. Диалог культур» (номинация дирижирование народным оркестром). И совсем не случайно ближайший Новогодний концерт оркестра тоже будет посвящён юным музыкантам. Здесь «Серебряные струны» представят публике юные дарования — с оркестром будут играть Лауреаты международных конкурсов учащиеся различных музыкальных школ Санкт-Петербурга.

Наиболее продуктивный, второй этап «Музыкальной эстафеты» начинается в январе – это время напряжённых оркестровых репетиций, где юные музыканты на протяжении полутора месяцев сотрудничают со своими старшими коллегами — музыкантами Молодёжного русского народного оркестра «Серебряные струны» Герценовского университета.

Для оркестра это один из наиболее важных периодов учебно-творческого сезона – необходимо не просто освоить обширный репертуар солистов (до 30 музыкальных произведений!), но провести все репетиции с участием юных солистов на предельном художественно-воспитательном уровне.

Именно здесь начинает работать та «творческая лаборатория», где для юных солистов происходит самое важное – непосредственный контакт с музыкой в окружении старших товарищей-оркестрантов под руководством опытного дирижёра.

Растёт мотивация, ставятся новые художественно-исполнительские задачи (для большинства участников проекта это первая встреча с оркестром!), которые успешно решаются при активном участии педагогов и родителей, постоянно присутствующих на оркестровых репетициях.

Итоговый, третий этап – два заключительных концерта оркестра «Серебряные струны» с участием юных солистов. Первый – «Концерт-марафон», где с подготовленной программой выступают все участники проекта. Обычно он проходит в концертном зале Института театра музыки и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена, который на этот день становится «пространством» детского музыкального творчества. Мы назвали этот первый концерт «марафоном» за его продолжительность (до 4х часов!) и количество исполнителей (более 25 номеров с участием всех солистов и ансамблей).

По результатам выступлений, где в первую очередь учитывается художественно-исполнительский уровень, отбираются участники финального концерта, который организуется через неделю в Белом зале Политехнического университета Петра Великого.

Причём отбор «финалистов» проходит при активном участии заинтересованной публики – ещё до начала концерта все желающие могут получить список участников концерта с исполняемой программой, где из всех солистов надо выбрать не более десяти.

Результаты этого «голосования» учитываются оргкомитетом при определении программы и участников второго, финального концерта проекта «Музыкальная эстафета».

Немного статистики

За время существования проекта его участниками стали более 150 юных музыкантов из Санкт-Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей, представляющих более 20 образовательных учреждений, 50 преподавателей и руководителей детских ансамблей народных инструментов. 25 человек выбрали музыку своей профессией, продолжив обучение в профильных учебных заведениях. В уходящем году стартовала уже пятая по счёту «Музыкальная эстафета» — пожелаем её участникам новых творческих достижений и в новом, 2020 году, и в будущем!
Made on
Tilda